+7 (812) 315-26-67
г. Санкт-Петербург
наб. реки Мойки, д.28
Записаться на прием
Записаться

Записаться
Задать вопрос

Три ошибки воспитания

Автор статьи: Скрипченко Петр Алексеевич

Три распространённых ошибки в воспитании ребёнка:

 

Ошибка №1: Отделять отношения от воспитания

 

Воспитание имеет целью не только «чему-то научить» в будущем, но является постоянным процессом взаимодействия с ребёнком здесь и сейчас. Это и называется «отношения». Невозможно представить одно без другого. Воспитание может происходить только в рамках гармоничных, позитивных и доверительных отношений, которые сами по себе уже являются «воспитательными»! По сути, ребёнок сам стремиться перенять от Вас знания или качества, если он чувствует любовь и доверие с Вашей стороны.

Если Вы наорали на ребёнка за то, что он не понял, что такое квадратный корень – Вы не только не только не научите его математике, но и создадите у него чувство неполноценности и ущербности. Кроме того, постепенно Вы зарекомендуете себя как неуравновешенный человек, доверять которому нельзя. Другими словами, Вы подорвёте доверие к себе, как к личности. В отношениях появиться трещинка. Сначала маленькая, но ведь процесс-то не один год длится. И к концу школы Вы будете иметь окончательно испорченные отношения с ребёнком.  Поэтому, прежде чем «впихивать» в ребёнка очередной параграф из учебника, задайтесь  вопросом: а какие отношения сейчас создаются между Вами и ребёнком? Как повлияет на них сегодняшний «урок»? Он их укрепит или, наоборот, создаст чуть больше отчуждения?

 

Ошибка№2:  Смешение понятий «навык» и «качество»

 

Воспитание – это не только обучение определённым навыкам, но, прежде всего, выработка определённых качеств характера и личности. Это значит, что если Вы научили ребёнка считать до 100, то это только половина дела. Нужно ещё и спросить себя о том, какое качество личности Вы сейчас воспитали (или воспитываете в момент взаимодействия) в Вашем ребёнке?

 

Умение считать до 100 – это навык. А качество – это может быть трудолюбие, усердие, комбинаторное и абстрактное мышление и прочее. Навык может никогда не пригодиться или пригодиться, но в очень ограниченном списке ситуаций, тогда как качество личности будет использоваться всю жизнь, в любых ситуациях, вне зависимости от профессии.

 

Если ребёнок просто автоматически повторяет то, что Вы  от него требуете – это не обучение, а дрессировка. Почему-то никто не поверит всерьёз в тот факт, что дрессированная собака «понимает в математике», только потому, что она может «пролаять» сколько пальцев показал дрессировщик. А вот детей, послушно приносящих пятёрки считают умными, хотя во многих случаях мыслить по-настоящему они не умеют. Способность мыслить математически, логически – это качество. Оно взращивается  намного труднее и дольше, чем навык счёта. Оно развивается не только в ситуации «уроки – домашнее задание», но в самых разнообразных жизненных ситуациях. Чем больше родитель (учитель) способен увидеть и использовать такие ситуации, тем меньше ему придётся маниакально фиксироваться на «уроках» и оценках.

 

Кроме того, обучение навыку – это часто «скороспелый товар». Он подкрепляет самооценку «успешного» родителя, но, в отличие от качеств, быстро теряется, если не используется в жизни (иностранные языки все в школе учили, экзамены сдавали, но говорят на них только немногие). Выработанное же качество сохраняется на всю жизнь, так как используется в различных ситуациях. Помните, что считать до 100 может даже собака, но человеком это её не сделает никогда.  Ваша цель - воспитание человека, а не дрессура зайца или собаки.    

 

Ошибка №3: Смешение понятий «правило» и «принцип»

 

Воспитание  должно опираться на универсальные принципы, а не только на те правила, которые свойственны Вашей семье. Как и в случае «качества» и «навыка» - здесь тоже присутствует некая путаница. Необходимо учесть, что «правила» - это частное и узкоспециализированное понятие, а «принципы» - это универсальные законы, объединяющие всех людей и множество различных феноменов, из которых и выводятся правила. Вот этим принципам и нужно учить ребёнка и учиться самим.

 

Правила, в отличие от принципов, могут касаться только Вашей семьи.  По сути, это всего лишь несколько основных пунктов, облегчающих совместное проживание под одной крышей. У каждого – своя тарелка или тапки и т.п. Правил не должно быть много. Если  их больше 10 – это уже перебор. Это значит, что ребёнок не умеет (Вы не научили!) объединять различные ситуации под одним принципом, другими словами он не  научился индуктивному мышлению, то есть способности видеть в различных частных ситуациях проявление одной единой закономерности. А умеем ли мы сами мыслить индуктивно-дедуктивно?

 

Кроме того, некоторые правила поведения в семье вообще основываются на искажённых верованиях и представлениях, а не на универсальных принципах.

Например, Вы настаиваете на том, чтобы ребёнок обязательно позволял себя целовать и обнимать всем дальним и ближним родственникам, даже если ему это не нравиться. Для Вас это «архиважно», так как это «Ваше правило». Вы заставляете его, убеждаете, ссоритесь…  А какому принципу Вы его учите? Пригодиться ли ему этот принцип в самостоятельной жизни? Будут ли его поощрять другие за выполнение этого правила или это важно только для мамы?   

 

Поэтому задачей родителей является именно поиск универсальных принципов, на которые они и будут опираться в процессе воспитания. К сожалению, мы часто сами не в состоянии выделить эти самые универсалии, поэтому вынуждены жить в огромном количестве правил. Мы зачастую даже не можем толком объяснить своим детям - зачем им нужно учиться? Мы не видим единого принципа, поэтому рассказываем о правилах. Каждое правило – на отдельную ситуацию. Столкнулся человек с новой ситуацией и не знает - как поступить. Это человек-робот. Он сам не в состоянии выработать новое правило. Для этого нужно видеть принцип. 

Поэтому, во избежание непродуктивного использования Ваших родительских ресурсов, а так же травмирующего психику воспитания, помните эти три принципа (именно принципа, а не правила):

Воспитание – это всегда гармоничные отношения.

Воспитание – это, прежде всего, взращивание качеств, а не создание навыков.

Воспитание – это приобщение к общечеловеческим принципам, а не «жизнь по правилам».

Запишитесь к психологу сейчас
Консультация психолога или психотерапевта поможет преодолеть кризис в жизни или в отношениях, вернуть уверенность в себе и радость от жизни.
Записаться на прием
Записаться

Записаться