Предисловие. Все вы, наверное, знаете знаменитую картину Сальвадора Дали « Сон навеянной полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» (1943). Отсылка моя к ней состоит вот в чем: когда вы начинаете на нее смотреть, то видите, прежде всего, прекрасное обнаженное женское тело, затем разъяренных тигров, сумасшедшего слона на тонких ножках, происходящее на картине затягивает и проходит уйма времени, прежде чем вы можете обнаружить пресловутый гранат в правом нижнем углу и рядом еще более мелкую и малозаметную пчелу. Нечто подобное только с точностью до наоборот происходит и с фильмом Дэвида Кроненберга «Связанные насмерть». То, что кажется очевидным из названия, история жизни и смерти двух близнецов, при более внимательном взгляде начинает трансформироваться в нечто совсем иное и, в конце концов, ты оказываешься в своих размышлениях очень далеко от того, что явилось первопричиной к ним. Поэтому если некоторые ассоциации покажутся вам отдаленными от фильма, то это лишь эффект, навеянный просмотром. Еще хочу оговоритьСя, что несмотря на то что я буду говорить Близнецы, речь пойдет как будто об одном человеке, потому что психология близнецов увела бы нас еще дальше.
Вступление. Дэвид Кроненберг, режиссер фильма. 71 год, живет в Торонто, Канада, канадский режиссер, еврей, всю жизнь увлекается ботаникой, мать-музыкант, отец-писатель. Начал снимать в 1975 году. За первые художественные ленты «Мерзость», «Бешенство», «Выводок», «Сканнеры», «Видеодром», «Муха», рецензенты называли его королем телесного ужаса, фильмы относили к жанру « боди-хоррор». Это фильмы о мутациях человеческого тела, тело выступает как источник ужаса, герои-мутанты, человек превращается в животное, механизм или компьютерную программу. Сам режиссер в интервью говорил: «Я интересуюсь эстетикой отвращения». « Связанные насмерть» снят в 1988 году, его называют одним из лучших фильмов Кроненберга, собрал 11 национальных премий «Джени» (Канада), Гран-при в Авориазе на фестивале фантастических фильмов(Франция), Джереми Айронс получил лучшего актера на фестивале фантастического кино в Порто(Португалия). Сюжет основан на истории жизни реальных близнецов Стюарта и Сирила Маркус, преуспевающих врачей-гинекологов, написавших книгу о женском бесплодии, принесшую им национальную известность, которые были обнаружены мертвыми в своей квартире на Манхеттене 19 июля 1975 года. Стюарт умер от передозировки барбитуратов, смерть Сирила наступила спустя несколько дней не установлено от чего, им было по 45 лет. Об этой истории написан роман « Близнецы» двумя авторами, одна из которых Бари Вуд является автором сценария фильма.
Глава 1. Фильм начинается с того что мы видим старинные гинекологические инструменты, больше напоминающие орудия пыток и женскую репродуктивную систему, затем переплетенных близнецов в чреве матери. Три даты и три сюжета, вокруг которых можно фантазировать. 1954 год. Близнецам 11 лет. Они думают о сексе в связи с оплодотворением, люди сравниваются с рыбами, подход к вопросу научный, никакого возбуждения. Видят девочку соседку и предлагают ей заняться сексом, отчего та приходит в раздражение и кричит: вы даже не знаете что такое трахаться! Ей очевидно, то что они странно бесчувственны и лишены понимания некоторых вещей. Они играют в докторов, вскрывают внутренности куклы, а кукла- девочка. В них есть что-то механическое, сила интеллекта направлена на выяснение: каким образом женщина может зачать ребенка, вот рыбы, например, оплодотворяют икру в воде. В определенном возрасте дети начинают интересоваться устройством тела, различием полов, наличием гениталий, но в Близнецах настораживают безэмоциональность, псевдозрелость и то, что они на досуге изучают внутренности женского тела.
Глава 2. 1967 год, Близнецам 21 год и они студенты либо Гарвардского (либо Массачусетского университета), которые знамениты тем, что там возможна наука ради науки. Их награждают за усовершенствование гинекологического расширителя. Отступление первое. Расширитель-это хирургический инструмент для операций во время внутриматочных манипуляций. Во все времена это был ужасный металлический инструмент, мы его видим в начале фильма, вставлялся женщине во влагалище, чтобы увидеть, что происходит в шейке матки. Использовался во время родов, часто приводил к разрыву шейки матки. Используется и по сей день, претерпев незначительные изменения. Многие известные акушеры-гинекологи изобретали или усовершенствовали инструменты, которыми пользовались. В этом усовершенствовании братья начинают выглядеть как сторонники женщин и освободители от разрывов, страха и боли. Они выбирают делом своей жизни гинекологию- это отрасль медицины, изучающая заболевания женской репродуктивной системы, от греческих слов ( гинека)-женщина,( логос)-знание.
Глава 3. 1988 год, Торонто, Близнецам 45 лет. Братья владельцы клиники, в которой женщинам помогают забеременеть при бесплодии. Они продолжают научную деятельность и хирургическую практику, сочетанием этого удовлетворяя безумную страсть женщин иметь ребенка. Но они используют только один метод. Отступление второе. ЭКО- экстракорпоральное оплодотворение, exstra-снаружи, corpus-тело, оплодотворение вне тела- вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Это оплодотворение в пробирке, искусственное оплодотворение. Яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют in vitro (в пробирке). Полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается 2-5 дней, после чего переносят его в полость матки для дальнейшего развития. ЭКО отличается от искусственного осеменения и внутриматочной инсеминации. В 1944 году первые работы в США сделал Гамильтон. 1954 год Г.Н. Петров в СССР описал все стадии оплодотворения. 1966 году будущий нобелевский лауреат Р.Д.Эдвардс в Великобритании определил время созревания яйцеклетки в пробирке. Первый ребенок, зачатый в пробирке, родился в 1978 году тоже в Великобритании, девочку назвали Луиза. В 1986 году в СССР в Москве тоже родилась первая девочка из пробирки. Католическая церковь против ЭКО и считает этот метод неестественным и аморальным. И когда Близнецов одевают перед операцией в красные одежды, это похоже на то, как в мантию облачают королей, кардиналов, ученых или Папу Римского перед службой. Они бросили вызов устройству мира, теперь они наместники Бога на Земле и проводники научного знания. Их всемогущество подпитывается тем, что они могут оплодотворить женщину и сделать ее счастливой, тем самым выполняя функцию отсутствующего отца. На этом мужская часть их личности ограничивается и заканчивается, они не принимают роды, они-Папы, но не отцы. Еще одна ассоциация отсылает к противоречию сознательного и бессознательного: инструменты, изобретенные Беверли для женских аномальных органов, похожи на пыточные инструменты, которые использовала инквизиция.
Финал. А потом происходит нечто, что спускает камень с горы. Личное и общее с бесплодными женщинами безумие, на котором был выстроен бизнес и научная репутация Близнецов, начинает превращаться в психоз. Беверли осматривает женщину-пациентку, которая не может иметь детей. Она оказывается известной актрисой. Он в ужасе обнаруживает у нее невиданную аномалию: три шейки матки и трехкамерную матку. И как это ни парадоксально-влюбляется. Когда приходят чувства, привычный мир начинает рушиться. Близнец перестает быть самодостаточным, успешным супергинекологом и превращается в зависимого мальчика. Он начинает сливаться с Клер, она напоминает ему мать, он охотно ей подчиняется, она заботится о нем. Она говорит очень значимую для бесплодных женщин фразу: «Я никогда не думала о ребенке». Возможно, что и их мать тоже психически никогда не мыслила ребенка и когда родила их, так и не вступила с ними в эмоциональную связь. Недостаточность в выражении аффектов матери привело к тому, что вместо либидинального тела у Близнцов сформировалось функциональное. Душевный распад Беверли начинает коррелировать с телесной трансформацией обследуемых женщин – в ужасе он говорит: они все мутанты! Во время операции он чуть не убивает пациентку. Отступление третье короткое. Безумие может быть заразительным: все спроектированные гинекологические инструменты, добытые из ужаса бессознательного Беверли, крадет предприимчивый торговец и выдает их за произведение искусства. Слияние начинает возвращать его к страху кастрации, но не генитальному, а фаллическому. Исследование женского тела как анатому ему больше неподвластно, на него наваливается депрессия, которую он пытается унять снотворным и антидепрессантами. Возвращается проблема самоидентификации: кто я такой? Он-маленький мальчик, которому мама забыла купить лимонаду и мороженого. Точкой невозврата становится равнодушный голос в трубке: Кто это? У него нет на него ответа.
И в завершении о монстрах. Во все времена существовал миф о близнецах, который подразумевает темное и светлое начало в одном человеке. Все мы знаем также художественные истории, которые проливают немного света на столь темный для непосвященного человека предмет: Роберт Стивенсон в 1886 году написал « Историю доктора Джекила и мистера Хайда», Оскар Уайльд в 1890 году « Портрет Дориана Грея». Оба автора повествуют о том, что в человеке (одном и том же теле) существует одновременно несколько аспектов или частей личности, которые могут быть очень разными. Иногда берет верх злобная, темная, убийственная часть, которая ужасает людей. А иногда – добрая, милая и интеллигентная. Чем чаще человек начинает выпускать свою жестокую часть, тем быстрее утрачивается контроль над ней. В нашей истории – фильме Кроненберга - противопоставляются побуждения между влечением к смерти: убить, вырвать, расчленить и влечением к жизни: дать жизнь, любить. В Беверли идет сложная борьба и по мере того как явственнее проявляется один полюс: привязанность к реальной женщине, тем явственнее проявляется другой: жестокость к пациенткам, ужасающие образы мутаций и влечение к смерти (наркотики). Его психика не выдерживает, монстра он не решается выпустить, к нашему зрительскому женскому счастью, и умирает сам, к нашему зрительскому человеческому сожалению.